Левая резьба
Бывает такой неформат, который оправдывает существование целых жанров. На мой взгляд, «Эхо террора» - представитель этого семейства несерийных произведений. Я представляю его книгой вроде «Дня шакала» Форсайта, полнометражным фильмом наподобие «Теории заговора», дорамой типа «Горы знаков» – и в то же время это весьма неплохое аниме (видимо, в этом-то и проблема). Оно отличается, прежде всего, лаконичностью, что нечасто встретишь. Что такое одиннадцать серий для среднестатистического представителя жанра? За это время сюжет обычно подъезжает к повороту на девяносто градусов, и впереди ждёт ещё как минимум половина дороги. Но что такое одиннадцать серий для детективного триллера, в котором герои не цепляются локтями за бесконечные флешбеки, злодеи не читают при любом удобном случае лекций о своей нелёгкой жизни, опасность быть пойманными для преступников реальна, а силы, противостоящие им на государственном и мировом уровне, не погулять вышли?
Одиннадцать серий «Эха террора» – целая геологическая эпоха, после которой наступает недоумение: куда это так глубоко и быстро копали? И что теперь делать со всем, что открылось? И…братцы, меня обманули: вместо того чтобы блуждать мыслями в проблемах параллельной вселенной (перемещений во времени), или в нюансах жизни в эпоху Эдо (Дикого Запада, феодальной Европы – нужное подчеркнуть), или нашего постчеловеческого будущего (не такого уж и далёкого), – я думаю о проблемах общества в этом прогнившем, удивительном, безумном, реальном мире.
Два смысловых слоя я уловил, но, по-моему, там был еще и третий (цитата)
Главные герои – подростки с номерами вместо имён. Они играют с очень высокими ставками в очень опасные игры. Это первый смысловой слой. В нём проглядывают окаменелости штампов сюжета о всемогущих и неуловимых идейных террористах; об управляемой властями полиции, слишком неповоротливой, несмотря на все свои ресурсы, и в которой, к тому же, гнобят слишком дотошных и талантливых детективов; а также о всесильных американцах из ФБР, ЦРУ и прочих аббревиатурных организаций, для которых весь мир – одна большая песочница. (Впрочем, всё перечисленное смотрится затёрто вовсе не из-за своей фантастичности – темы-то есть, раз о них уже столько всего сказано.)
Главные герои - случайные свидетели, попавшие среди бела дня, в мирном Токио, в эпицентр громкой истории с террористами и атомной бомбой. Сама история, как поведали после СМИ, случилась по вине группы политических деятелей, затеявших два десятилетия назад грязную игру в бога, якобы во имя интересов родной страны. Свидетели - девочка, оказавшаяся не в том месте и не в то время, и детектив, дважды потерявший работу из-за своей принципиальной позиции во время всего этого бедлама, не очень-то много могут поведать. Первая больше пережила, чем поняла. Второй слишком много узнал, чтобы быть многословным. Но их свидетельства – доказательство существования тех занумерованных ребят и продолжение их надежды. Это второй смысловой слой. Зрители с опытом найдут здесь вкрапления «глупости главной героини» (сами попробуйте за один день из забитой школьницы стать Матой Хари, а я посмотрю, ага). Зато здесь много человечности, чужой боли и собственного бессилия.
Есть и третий слой, для меня неожиданный. Он о поражении в войне, которое никогда не будет забыто государством, о том, на что это государство способно пойти, чтобы взять реванш – вроде бы во благо граждан, а на деле судьбы людей не имеют значения, пока они остаются послушными пешками на шахматной доске размером с целый мир.
– Верно. Я не человек. Я лишь одна из многих пешек. Пешка не может воспротивиться руке, которая делает ход.
– Наверняка то же самое говорили те, кто сортировал заключённых в Аушвице.
Вроде бы типичный диалог по своему смыслу, но это герои аниме говорят о второй мировой, о последствиях Хиросимы, о гонке атомных вооружений, о правительственных экспериментах на людях – и из двумерной картинки на меня вываливаются обломки нашей с вами современности. Так вообще должно быть? Это нормально? Я, похоже, не в теме, может, концепция изменилась? Почему в этом месте не выпрыгивают хироптеры с гулями, чтобы увести повествование в безопасную плоскость вымысла? У них там, в Японии, за идеи не сажают, что ли?
Без кульминации
Несмотря на внезапные выпадения в реальность, нельзя сказать, что в этой истории всё ей пропитано. Противоречия сюжета физике и полицейским процедурам возникают из-за конфликта формы и содержания. Аниме с террористами, разоблачающими государственные секреты в современной Японии – это как если бы «Игры патриотов» снимал канал Рен-ТВ. Но это всё-таки аниме, так что зачехлим парабеллумы и оценим же аллегории.
Судя по отзывам, не меня одну умилила шахматная партия в аэропорту. Ребята, нам надо поймать двоих, вот камеры, вот фотки, вот полиция. Давайте же разыграем увлекательную партию в шахматы, ведь так обычно и проводят облавы, нэ? Однако если вспомнить, что по обе стороны доски дети, которые играют в недетские игры, то не то чтобы всё становится на места, но мороз по коже пробирает. И до чего они в итоге доиграются - это же форменный конец света, товарищи. Главное - верится, верится! Особенно когда вспоминаешь себя в семнадцать лет и периодически возникавшее желание взорвать всё к такой-то матери, даже без завалящей уважительной причины.
Я поставила десятку главным образом за нестандартность, несмотря на одно но. На мой взгляд, у песни в опенинге и у сериала в целом общая черта - отсутствие кульминации. Казалось бы, вот-вот, сейчас…нет, ещё небольшой виток, ещё пик, хотя куда уж круче, и - концовка повисает в воздухе, как в небе повисает след от самолёта. Умом я понимаю, что некая оборванность финала неизбежна и, вероятно, была задумана, учитывая серьёзное лицо, которое всю дорогу делало повествование. Но оценку ставлю сердцем. За чувство, что щемит в груди после финальных титров - это опустошённость от поражения в неравной игре? Или надежда, единственное благо, доступное человеку, не согласившемуся быть пешкой?