Оцените отзыв
" И сказал змей жене: нет, не умрёте. Но Бог знает, что в тот день, когда вы съедите его плод
( древа познания добра и зла), ваши глаза откроются, и вы станете как Бог: вы будете знать добро и зло" ((Бытие 3:4,5)
Я начну с цитаты, которая хоть и большая по содержанию, но точно охватывает спектр вопросов поставленных аниме "Грехи Кассяна". Эта мысль физика, математика, гениального естествоиспытателя начала 17 века: " Я не знаю, кто вверг меня в наш мир, ни что такое наш мир, ни что такое я сам; обречённый на жесточайшее неведение, я не знаю, что такое моё тело, мои чувства, моя душа, не знаю даже, что такое та часть моего существа, которая сейчас облекает мои мысли в слова, рассуждает обо всём мироздании и о самом себе и точно также не способна понять самоё себя, как и всё мироздание. Я вижу сомкнувшиеся вокруг меня, наводящие ужас пространства Вселенной, понимаю, что заключён в каком-то глухом закоулке этих необозримых пространств, но не могу уразуметь ни почему нахожусь именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте, ни почему столько-то, а не столько-то быстротекущих лет дано мне жить в вечности, что предшествовала моему появлению на свет и будет длиться, когда меня не станет. Куда ни взгляну, я вижу только бесконечность, я заключен в ней, подобно атому, подобно тени, которой суждено через мгновение безвозвратно исчезнуть. Твёрдо знаю лишь одно - что очень скоро умру, но именно эта неминуемая смерть мне более всего непостижима" ( Блез Паскаль. "Мысли")
Если оставить в стороне футуристический антураж с роботами , то по большому счёту останется диалектика жизни и смерти, философия порядка и хаоса, добра и зла заправленная в чудовищный апокалиптический пейзаж, как отражение эсхатологического предчувствия конца мира. Существа, изначально предназначенные к вечности, враз оторванные от источника живительной силы, постигают ужас смерти. Страх её, истошное неописуемое желание жить любой ценой превращает в безумцев всех кого уже коснулось дыхание тлена. Вопросы бытия, не волнующие бессмертных стали острым доминирующим фактором смертных. Райское прекрасное бездумье сменил кризис и осознание трагичности бытия. Осиротевшие существа мечутся в поиске придуманных смыслов, оправдывающих смерть и возможно придающей ей оттенок возвышенной необходимости. Другая сторона пробудившегося самоосознания - это страх бесконечности, сама суть которой обесценивается её абсолютной природой. Этот бездушный абсолют лишён любого выбора — свободы жить свободно, и свободы умереть свободно.
С самого начала мне было интересно узнать как авторы собираются решать эту фундаментальную задачу, которая совсем не эфемерно и не по-философски встала или встанет перед каждым человеком ныне живущим. Для многих она как аксиома, которая не требует доказательств и тогда её воспринимают как страшную данность, о которой лучше не думать до поры до времени. В "Грехах" она имеет решение, но не то, что меня бы устроило. Очевидно, что авторы предпочли ответить в духе стоицизма, при втором пришествии - ницшеанства. Человек отвергает древних богов и спасителей, отвергает порядок, предпочитая хаос, он не нуждается в рае, он сам себе и рай и ад. Он — есть следствие без причины. Он - мерило всего, почти сверхчеловек. Именно поэтому он живёт, потому что живет и умирает потому что умирает. Уже без Бога, без смыслов и в одиночестве. На краю бездны небытия, принимая её без ропота, с вызовом и, возможно, с улыбкой.
9 из 10
Дата публикации: 11.02.23